Лабораторные испытания проведены в сертифицированном Испытательном центре ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики».
В таблицах 1 и 2 представлены результаты исследований моторных масел классов вязкости 5W-30, 10W-40 и 5W-40.
Таблица 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Наименование показателя | Sumico |
Mazda |
Toyota |
Sumico |
Mazda |
|
5W-30 |
Original |
Motor Oil |
SL/CF-4 |
Dexelia |
||
SN/GF-5 |
Oil Ultra |
5W-30 |
10W-40 |
10W-40 |
||
|
5W-30 |
SN/GF-5 |
||||
1. Элементы присадок | ||||||
Молибден (Mo) | мг/кг | 181 | 1 | 44 | 71 | 3 |
Марганец (Mn) | мг/кг | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Бор (B) | мг/кг | 300 | 241 | 4 | 159 | 370 |
Магний (Mg) | мг/кг | 5 | 12 | 11 | 6 | 12 |
Кальций (Ca) | мг/кг | 2386 | 2287 | 2524 | 2490 | 3692 |
Барий (Ba) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Фосфор (P) | мг/кг | 720 | 905 | 726 | 974 | 965 |
Цинк (Zn) | мг/кг | 952 | 1085 | 919 | 1148 | 966 |
2. Загрязнения | ||||||
Кремний (Si) | мг/кг | 4 | 5 | 7 | 3 | 4 |
Натрий (Na) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Калий (K) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Массовая доля механических примесей, % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
3. Физико-химические свойства масла | ||||||
Плотность при 15 0С, г/см3 | 0,8626 | 0,855 | 0,8625 | 0,8727 | 0,8742 | |
Кинематическая вязкость при 100 0С, мм2/с | 10,54 | 10,18 | 10,32 | 13,42 | 14,79 | |
Класс вязкости SAE, мм2/с | 9,30-12,50 | 12,50-16,30 | ||||
Индекс вязкости | 167 | 167 | 161 | 156 | 163 | |
Щелочное число, мгКОН/ г | 5,97 | 7,28 | 6,77 | 5,35 | 9,00 | |
Кислотное число, мгКОН/г | 2,96 | 2,78 | 2,25 | 1,93 | 2,17 | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | 234 | 232 | 226 | 220 | 228 | |
Температура застывания, 0С | -31 | -40 | -38 | -29 | -25 |
Таблица 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ 5W-40
Наименование показателя |
Sumico |
Lexus |
Nissan |
Toyota |
Mobil |
TOTAL |
Shell |
ELF | |||
ALPHA'S |
Genuine |
5W-40 |
5W-40 |
Super |
Quartz |
Helix HX |
Evolut. | ||||
5W-40 |
Motor Oil |
|
|
3000 X1 |
9000 |
Synthet. |
900 NF | ||||
SN |
5W-40 |
|
|
5W-40 |
5W-40 |
5W-40 |
5W-40 | ||||
1. Элементы присадок | |||||||||||
Молибден (Mo) | мг/кг | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 44 | 0 | ||
Марганец (Mn) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Бор (B) | мг/кг | 199 | 194 | 197 | 220 | 186 | 224 | 3 | 244 | ||
Магний (Mg) | мг/кг | 9 | 15 | 14 | 18 | 17 | 17 | 9 | 9 | ||
Кальций (Ca) | мг/кг | 2163 | 2748 | 2741 | 2664 | 2712 | 2810 | 3269 | 3933 | ||
Барий (Ba) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Фосфор (P) | мг/кг | 713 | 929 | 882 | 940 | 917 | 922 | 938 | 961 | ||
Цинк (Zn) | мг/кг | 826 | 1096 | 1094 | 1025 | 1084 | 1088 | 1130 | 1202 | ||
Кремний (Si) | мг/кг | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 5 | 8 | ||
2. Физико-химические свойства масла | |||||||||||
Плотность при 15 0С, г/см3 | 0,8536 | 0,8438 | 0,8565 | 0,8528 | 0,8428 | 0,8536 | 0,8439 | 0,8566 | |||
Кинематическая вязкость при 100 0С, мм2/с | 14,26 | 14,01 | 14,79 | 13,76 | 13,52 | 14,81 | 14,5 | 14,58 | |||
Класс вязкости SAE, мм2/с | 12,50-16,30 | ||||||||||
Индекс вязкости | 168 | 166 | 170 | 168 | 169 | 171 | 168 | 179 | |||
Щелочное число, мгКОН/ г | 5,03 | 7,41 | 7,04 | 7,28 | 7,48 | 7,1 | 8,91 | 9,62 | |||
Кислотное число, мгКОН/г | 2,06 | 3,02 | 2,85 | 2,2 | 2,24 | 2,2 | 2,65 | 1,77 | |||
Температура вспышки, 0С | 236 | 234 | 240 | 210 | 232 | 214 | 236 | 234 | |||
Температура застывания, 0С | -40 | -47 | -42 | -40 | -46 | -37 | -48 | -27 |
Видно, что пакет присадок моторных масел Sumico(ALPHA’S) представлен таким же элементным составом, как и в маслах других производителей, причем количественное содержание присадок отличается не существенно. Следует обратить внимание, что производители масла Sumico(ALPHA’S) делают акцент на инновационные соединения бора в качестве противоизносной и противозадирной присадки. При этом суммарное содержание фосфора и цинка в масле существенно меньше, чем у аналогов от других производителей (см. табл. 1 и 2). Мы говорили в предыдущей статье, что присадка цинка содержит большое количество фосфора и серы, которые являются опасными для здоровья человека, негативно влияют на окружающую среду. Кроме того, увеличение содержания диалкилдитиофосфатов цинка в масле приводит к отложениям на клапанах и свечах зажигания, отравлению каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а также к коррозии и повышенному износу медь- и свинецсодержащих деталей двигателя (бронзовых втулок, антифрикционных вкладышей подшипников). Поэтому использование в присадках к моторному маслу соединений бора более предпочтительно.
По такому важному свойству масла как индекс вязкости, который характеризует способность масла сохранять свои свойства и при высоких, и при низких температурах, масло Sumico(ALPHA’S) не отличается от своих аналогов. Другой ключевой характеристикой масла является щелочное число, от которого зависят моющие и нейтрализующие свойства моторного масла. Да, величина щелочного числа масла Sumico(ALPHA’S) меньше, чем у аналогов. Но, необходимо знать, что важным является не абсолютное значение щелочного числа, а скорость его снижения в процессе эксплуатации моторного масла. В любом случае, объективно характеризовать эксплуатационные свойства масел Sumico(ALPHA’S) в сравнении с моторными маслами других производителей можно только на основании результатов лабораторного испытания отработанного масла. В последующих статьях обязательно вернемся к этому вопросу, поскольку анализ отработанных моторных масел проводился, и мы ознакомим Вас с результатами наших исследований.
Токарев С.А., кандидат хим. наук
Полное или частичное копирование материалов нашего сайта разрешено только с указанием автора и прямой гиперссылки на наш сайт autokono.ru.