Мы начинаем серию статей о смазочных материалах под торговой маркой Sumico(ALPHA’S). В этой статье давайте разберемся, что представляет собой моторное масло Sumico(ALPHA’S). Да, эта торговая марка не относится к разряду раскрученных брендов, не является эксклюзивным маслом для известных автоконцернов, но это ни сколько не умаляет качество данного моторного масла.
Итак, масло Sumico – это торговая марка компании «SUMICO LUBRICANT Co., LTD, JAPAN». В марте 2015 года производство смазочных материалов выделилось в отдельное предприятие – ALPHA’S CO., LTD. Президентом стал Хироши Накасава, который в течение 25 лет работал в компании Sumico и занимался разработкой и производством моторных масел. Выделение производства моторного масла в отдельное предприятие повлекло за собой и смену торговой марки “SUMICO” на “ALPHA’S”. При этом по заверению Президента компании продукция под торговой маркой ALPHA’S также имеет высокое качество, отвечающее требованиям мирового рынка.
Мы провели исследования линейки моторных масел, выпускаемых под маркой Sumico(ALPHA’S). Лабораторные испытания проведены в сертифицированном Испытательном центре ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики».
Обсудим результаты наших исследований. В качестве основы при получении масел для бензиновых двигателей использовано базовое синтетическое масло с высоким индексом вязкости, для дизельных двигателей – базовое полусинтетическое (для 5W-30) или минеральное (для 10W-30, 10W-40 и 15W-40). В табл. 1 представлены результаты лабораторных испытаний моторных масел.
Наименование показателя | Для бензиновых двигателей | Для дизельных двигателей | ||||||||
0W-20 |
5W-20 |
5W-30 |
5W-40 |
5W-30 |
5W-30 |
10W-30 |
10W-40 |
15W-40 | ||
SM/GF-4 | SN/GF-5 | SN/GF-5 | SN-A | DL-1/CF-4 | FD CF-4 | CF-4 | SL/CF-4 | CF-4 | ||
1.Элементы присадок | ||||||||||
Молибден (Mo) | мг/кг | 532 | 0 | 181 | 1 | 111 | 113 | 64 | 71 | 56 |
Марганец (Mn) | мг/кг | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Бор (B) | мг/кг | 468 | 191 | 300 | 199 | 117 | 173 | 276 | 159 | 262 |
Магний (Mg) | мг/кг | 5 | 7 | 5 | 9 | 4 | 11 | 11 | 6 | 9 |
Кальций (Ca) | мг/кг | 2177 | 2067 | 2386 | 2163 | 913 | 4041 | 4389 | 2490 | 4383 |
Барий (Ba) | мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Фосфор (P) | мг/кг | 743 | 661 | 720 | 713 | 703 | 1169 | 868 | 974 | 782 |
Цинк (Zn) | мг/кг | 960 | 825 | 952 | 826 | 872 | 1381 | 1060 | 1148 | 1066 |
Кремний (Si) | мг/кг | 6 | 3 | 4 | 5 | 9 | 4 | 5 | 3 | 3 |
2.Физико-химические свойства масла | ||||||||||
Плотность при 15 0С, г/см3 | 0,851 | 0,8611 | 0,8626 | 0,8536 | 0,8574 | 0,8606 | 0,8767 | 0,8727 | 0,8817 | |
Кинематическая вязкость при 100 0С, мм2/с | 8,67 | 8,56 | 10,54 | 14,26 | 9,6 | 10,44 | 10,77 | 13,42 | 14,07 | |
Класс вязкости SAE, мм2/с |
5,60-9,30 |
9,30-12,50 |
12,50-16,30 |
9,30-12,50 |
12,50-16,30 | |||||
Индекс вязкости | 203 | 153 | 167 | 168 | 169 | 166 | 145 | 156 | 139 | |
Щелочное число, мгКОН/ г | 5,17 | 4,99 | 5,97 | 5,03 | 3,33 | 8,34 | 10,29 | 5,35 | 9,43 | |
Кислотное число, мгКОН/г | 2,03 | 1,95 | 2,96 | 2,06 | 2,13 | 1,7 | 1,93 | 2,17 | ||
Температура вспышки, 0С | 224 | 226 | 234 | 230 | 226 | 228 | 226 | 220 | 230 | |
Температура застывания, 0С | -45 | -36 | -31 | -40 | -38 | -39 | -30 | -29 | -29 |
Видно, что по вязкости масло отвечает требованиям классификации SAE J300 для моторных масел. Пакет присадок представлен необходимым элементным набором, который обеспечивает высокие эксплуатационные свойства масел Sumico(ALPHA’S). Это антифрикционная присадка на основе органического молибдена, придающая маслу энергосберегающие свойства, защиту и экономичность двигателя. Моюще-диспергирующие присадки на основе соединений кальция и магния, которые способствуют чистоте двигателя, препятствуют отложению лаковых и сажевых отложений на деталях. Кроме того, эти присадки, нейтрализуя кислоты, проявляют хорошие антикоррозионные свойства.
Особо следует отметить соединения цинка и бора в составе масел. В качестве антифрикционной, противоизносной и противозадирной присадки, которая используется большинством производителей моторных масел, применяется диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP). Ее особенность заключается в том, что во время высоких нагрузок и под воздействием температуры активные элементы присадки вступают в химическую реакцию с металлом, образуя тонкий защитный слой. Но есть и отрицательные свойства: присадка цинка содержит большое количество фосфора и серы, которые являются опасными для здоровья человека, негативно влияют на окружающую среду. Кроме того, увеличение содержания диалкилдитиофосфатов цинка в масле приводит к отложениям на клапанах и свечах зажигания, отравлению каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а также к коррозии и повышенному износу медь- и свинецсодержащих деталей двигателя (бронзовых втулок, антифрикционных вкладышей подшипников).
В настоящее время в производстве смазочных материалов необходимы новые технологии без цинка и с уменьшенным количеством серо- и фосфорсодержащих компонентов. Таким решением стали борсодержащие соединения – бораты. Механизм работы данных присадок аналогичен механизму работы присадок с цинком, однако есть и существенное отличие. Известно, что кристаллический и аморфный бор, а также нитрид бора обладают очень высокой твердостью. При определенных температурах происходит преобразование кристаллической решетки компонента присадки, и за счет боратов, а также боридов металлов образуется сверхпрочная «прослойка» между трущимися деталями, что и обеспечивает высокую защиту металла от износа. Таким образом, очевидно, что моторные масла, имеющие в своем составе присадки с содержанием боратов, обладают по сравнению с другими продуктами наиболее высокими эксплуатационными характеристиками.
В целом, масло Sumico(ALPHA’S) – высококачественный японский продукт, разработанный в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами. Необходимо отметить, что масло Sumico(ALPHA’S) прошло сертификацию и лицензирование по стандартам API и ILSAC с присвоением соответствующих классов качества. В частности, по стандарту API маслам Sumico(ALPHA’S) для бензиновых двигателей присвоен класс качества SN, который введен в 2010 году. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Моторным маслам для дизельных двигателей присвоен действующий в настоящее время класс качества CF-4, который предусматривает наличие соответствующих присадок, обеспечивающих снижение угара масла, а также защиту от нагара в поршневой группе.
По стандарту ILSAC моторным маслам Sumico(ALPHA’S) присвоен класс качества GF-5. Моторные масла данного класса качества предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, снижают шламообразование, обладают повышенной совместимостью с современными уплотнительными материалами.
Рассмотрим наиболее популярные сорта моторного масла Sumico(ALPHA’S):
0W-20 (API: SN, ILSAC: GF-5)– синтетическое масло с низким уровнем вязкости для бензиновых двигателей. Высокое содержание органического молибдена и бора способствует существенному снижению трения и износа, увеличению ресурса двигателя. Масло относится к классу энергосберегающих, экологичных моторных масел. Может быть использовано во всех типах современных бензиновых двигателей, для которых автопроизводителем рекомендовано масло классов вязкости 0W-20 или 5W-20.
5W-30 (API: SN, ILSAC: GF-5) – синтетическое масло среднего уровня вязкости с высоким содержанием молибдена и бора (см. табл. 1). Предназначено для всех типов двигателей (в том числе и турбо) автомобилей японских, корейских и китайских производителей. Хорошо зарекомендовало себя в двигателях европейских автомобилей. Наиболее популярная марка масла с отличными смазывающими свойствами, хорошей защитой от трения и износа деталей.
5W-40 (API: SN) – синтетическое масло, в наибольшей степени адаптированное для европейских автомобилей. Подходит для всех типов двигателей, в том числе и с турбонаддувом. Сохраняет превосходные эксплуатационные свойства при высоких нагрузках. Большое содержание присадок бора в совокупности с цинком защищают от износа детали двигателя, повышая его ресурс.
5W-30 FD (API: CF-4) – полусинтетическое моторное масло для дизельных двигателей. Рекомендовано для всех типов дизельных двигателей, необорудованных сажевым фильтром. Масло характеризуется высоким индексом вязкости, что обеспечивает легкий пуск двигателя при низких температурах. Большое содержание антифрикционных, противоизносных присадок на основе молибдена, бора и цинка существенно снижают трение, защищают двигатель, способствуют его топливной экономичности. Масло сохраняет смазывающие и моющие свойства даже в условиях высоких нагрузок двигателя.
5W-30 (JASO: DL-1, API: CF-4) – это масло нового поколения, предназначено для всех современных дизельных двигателей, в том числе выхлопная система которых оборудована сажевым фильтром (DPF). Данное масло в сравнении с 5W-30 FD содержит значительно меньше моющих присадок (см. табл. 1), а также присадок на основе фосфора и цинка. Это связано с тем, что именно присадки способствуют появлению сажи и золы при эксплуатации масла. Сульфатная зольность данного масла составляет 0,54 % (норма для такого рода масел – не более 1 %).
Представляет интерес сравнение состава присадок и физико-химических свойств моторного масла Sumico(ALPHA’S) с аналогами других известных производителей. Такие исследования были проведены, результаты испытаний опубликованы в следующей статье.
Токарев С.А., кандидат хим. наук
Полное или частичное копирование материалов нашего сайта разрешено только с указанием автора и прямой гиперссылки на наш сайт autokono.ru.