Критерии и особенности выбора шин для автомобиля
Безопасность и управляемость транспортного средства во многом зависит от уровня сцепляемости протектора с дорожным покрытием и другими параметрами колес. Выбор автомобильных шин определяются множеством факторов, совокупность которых позволяет получить ожидаемый результат. Правильно подобранные покрышки обеспечивают комфортность поездок и отличную управляемость машины, в том числе и в сложных погодных условиях.
Для удобства автовладельцев информация наносится на боковых поверхностях шин в виде буквенно-цифровой маркировки и других символов и знаков. В них зашифрованы основные параметры, касающиеся размерности и скоростных ограничений. Эти показатели необходимо учитывать при выборе покрышек для автомобиля, и они должны соответствовать условиям внешней среды и специфики его эксплуатации.
Основные параметры автомобильных шин
Одним из главных критериев, на который обращают внимание автомобилисты в первую очередь, является стоимость комплектующих. Цены на шины зависят от качества используемых материалов, технологии производства и конструкции, при этом продукция раскрученных брендов стоит дороже, нежели малоизвестных. При выборе автомобильных покрышек необходимо учитывать следующие параметры:
- Сезонность и форма протектора.
- Тип шины камерная или бескамерная и конструкция корда.
- Размерность: ширина покрышки и высота профиля.
- Индексы нагрузки и скорости.
С целью упрощения процессора выбора шин на сайтах крупных интернет-магазинов или специализированных сервисов имеются онлайн калькуляторы. С их помощью можно быстро подобрать покрышки по марке и модели автомобиля, предпочитаемому бренду и другим характеристикам.
На практике приведенный выше перечень параметров сокращается до двух трех значимых позиций. Остальные критерии выбора шин в значительной мере субъективны и определяются предпочтениями автовладельца. В предлагаемой статье вы найдете полный и подробный обзор всех параметров покрышек.
Соответствие сезону
Очевидный выбор: для лета и для зимы требуются шины с различными характеристиками. Что касается так называемых «всесезонных» покрышек и особенностей их использования для круглогодичной эксплуатации автомобиля - тема крайне спорная. Чаще всего такие изделия не обеспечивают нормального сцепления с наледью и снегом, а в теплое время года быстро изнашиваются и слишком шумные. С другой стороны использование всепогодных шин позволяет существенно сэкономить на приобретении второго комплекта резины.
Зимние шины маркируются символом «снежинки» или комбинациями из букв латинского алфавита: «M.S.» либо «M+S». Существуют также «универсальные» и «грязевые» покрышки, последние предназначены для поездок по бездорожью. Они чаще всего используются на полноприводных автомобилях: внедорожниках, пикапах или специализированных машинах повышенной проходимости.
Тип протектора
Поверхность шины, контактирующая с дорожным покрытием, имеет довольно сложный рисунок. По форме протектора автомобильные покрышки подразделяются на следующие типы:
- симметричные и ассиметричные;
- направленные и ненаправленные.
Большая часть доступных моделей выпускается с неправленым симметричным протектором. Такие шины универсальны и обычно устанавливаются на городских автомобилях, используемых для поездок по дорогам с хорошим и удовлетворительным состоянием дорожного покрытия.
Направленный глубокий протектор обеспечивает лучшее отведение воды из пятна контакта, что повышает курсовую устойчивость машина на дороге. Относительно рисунка проектора – вопрос не менее сложный и во многом субъективный, и часто решающим фактором является: нравиться или нет та или иная модель.
Конструкция шины – бескамерная и камерная
В последние годы легковые и часть коммерческих автомобилей комплектуются колесными дисками со специальными канавками у бортов. Они рассчитаны на установку бескамерных шин, которые обозначаются маркировкой «TL» или «Tubeless». Покрышки этого типа могут использоваться и с камерами в случае ослабления конструкции, когда колесо начинает травить воздух через стык. Камерные шины применяются на грузовых автомобилях, прицепах, автобусах, тракторах и на спецтехнике.
Особенности устройства корда
Шина имеет сложную многослойную конструкцию, которая в особо нагруженных местах (брекер) армируется натуральными или полимерными нитями, а также стальной проволокой. Кордовая ткань в зависимости от ориентации нитей двух типов:
- радиальная;
- диагональная.
Покрышки с радиальным расположением корда обозначаются латинской буквой R в маркировке «175/70R13» и применяются на легковых моделях и микроавтобусах. В диагональных шинах нити уложены под углом в пределах 52-54 ⁰ относительно центральной оси и перекрещиваются в соседних слоях. Такие колеса могут эксплуатироваться при пониженном давлении без риска повреждения бортов.
Посадочный диаметр
Монтажный размер шины должен совпадать с размером диска. Посадочный диаметр измеряется в английских дюймах и указывается в маркировке после типа конструкции корда. При одновременном выборе комплектов колесных дисков и соответствующих им шин необходимо уточнить допустимую размерность в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Ширина покрышки
Промышленность выпускает обширную номенклатуру автомобильных шин параметры, которых закодированы в маркировке. Ширина покрышки указывается в первой группе цифр и выражается в миллиметрах. В частности, для шин «175/70R13» этот размер составляет 175 мм, такие шины применялись на большинстве легковых автомобилей советского производства: ВАЗ, ИЖ и АЗЛК.
Ширина шины для конкретной модели автомобиля может варьироваться в некоторых допустимых пределах. Ограничения связаны, прежде всего, с геометрией колесных ниш автомобиля и размерностью диска. Если покрышка будет слишком узкой этот может привести к ее самопроизвольному разбортированию. Применение слишком широкой модели приведет к контакту с кузовом, что недопустимо особенно для управляемых колес.
В ряде случае поклонники экзотических направлений автомобильного тюнинга типа stance полагают, что шины установленные «домиком» выглядят очень эффектно. С точки зрения повседневной безопасности эксплуатации такое стилистическое решение неоправданно. Во-первых, происходит неравномерный износ протектора. Во-вторых, возможно резкое сдувание колес на ходу, что может привести к ДТП с непредсказуемыми последствиями.
Для каждой модели легковой машины существует несколько рекомендованных вариантов размерности шин. Они указываются в инструкции по эксплуатации, и выбирать покрышки по ширине следует из предлагаемого размерного ряда, что обеспечит оптимальные технические характеристики автомобилю. Использование покрышек увеличенной ширины приводит к таким последствиям:
- Большая площадь пятна контакта, а значит лучше сцепление с дорожным покрытием.
- Шины увеличенной ширины – низкопрофильные и смотрятся очень стильно.
- Вес такой покрышки выше, чем у узкой, что становится причиной увеличения неподрессоренной массы и возрастания нагрузок на подвеску.
- Повышается склонность к аквапланированию, увеличивается сопротивление качению и соответственно растет расход топлива.
Широкие низкопрофильные покрышки стоят дороже стандартных, кроме того у них часто случаются повреждения боковых поверхностей на неровностях дорог. Часто результатом попадания в яму или удара о бордюр колеса с литым диском образуются разрывы и свищи, ремонт которых дорог и не всегда возможен. При выборе ширины шин нужно быть внимательными и строго придерживаться рекомендации компании автопроизводителя.
Высота профиля
В маркировке покрышек высота профиля выражается в процентах к ширине и указывается во второй группе цифр. Соответственно этот показатель для шин «175/70R13» составляет 70% или 122,5 мм. Этот параметр оказывает заметное влияние на их эксплуатационные параметры:
- Низкопрофильная резина выглядит красиво, но передает удары от неровностей дороги на подвеску и рулевой механизм.
- Высокий профиль обеспечивает более комфортную езду по грунтовкам и шоссе с дефектами покрытия.
- Уменьшение высоты профиля ведет к улучшению управляемости машины, особенно это важно при резком маневрировании на больших скоростях.
При выборе шины по высоте профиля, как и по ширине необходимо соблюдать требованиям автопроизводителя. Применение слишком широких или слишком узких покрышек приводит к ухудшению эксплуатационных качеств автомобиля и росту издержек на его содержание.
Индекс нагрузки
Величина индекса нагрузки шины определяется в размере четверти от максимальной разрешенной массы автомобиля указанной в технической документации. В стандартной маркировке покрышки «175/70R13 80H» этот параметр указывается последней парой цифр. В данном случае индекс нагрузки «80» соответствует предельному показателю в 450 кг, а значит, полная масса машины не должна превышать 450*4=1800 кг. Минимальное значение параметра 75 или 387 кг, максимальное 126 - 1700 кг.
Индекс скорости
На покрышки при вращении воздействует центробежная сила, и превышение определенной частоты оборотов может привести к ее разрушению. Индекс скорости шины определяет максимальную скорость движения автомобиля, при которой сохраняются целостности конструкций и эксплуатационные качества. В маркировке - это последний знак буквенного кода. Обозначается символами латинского алфавита, начиная с F (80 км/ч) и закачивая Y (300 км/ч). Встречаются также двойные шифры VR >210 км/ч и ZR >240 км/ч.
Заключение
При выборе шин для автомобиля необходимо учитывать рекомендации производителя по размерности, а также индексам скорости и нагрузки. Приобретение некачественных покрышек с недостаточными характеристиками обычно приводит к их быстрому износу или разрушению при эксплуатации. Использование колес с избыточными параметрами не дает автовладельцу существенных преимуществ, только способствует перерасходу денег. Сотрудники интернет-магазина «Парус» готовы оказать помощь в подборе шин для автомобиля по марке и модели и в соответствии с сезонностью. Также мы предоставляем услуги шиномонтажа в Екатеринбурге. Оставьте заявку на нашем сайте, или отправьте сообщение по электронной почте. Воспользуйтесь услугой обратной связи. Специалисты перезвонят и проведут консультацию.