Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6 приняты 1 мая 2020 г. и направлены на ужесточение требований к качеству масла по сравнению со спецификациями API SN и ILSAC GF-5.
К моторным маслам нового класса API SP предъявляют более жесткие требования к таким эксплуатационным свойствам как:
· Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition – LSPI);
· Защита от износа цепи ГРМ:
· Защита от высокотемпературных отложений в поршневой группе;
· Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
· Снижение количества образуемого шлама и лака.
Классификация ILSAC представляет только энергосберегающие классы (Resource Conserving) масел для бензиновых и дизельных двигателей с вязкостью ниже SAE 30. Новый стандарт ILSAC включает в себя две спецификации: GF-6A и GF-6B. Спецификация GF-6A предназначена для старых классов вязкости SAE 20 и 30, а GF-6B только для моторных масел SAE 0W-16.
Лабораторные испытания моторного масла 5W-30 SP/CF GF-6A проведены в сертифицированном Испытательном центре ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики». Результаты лабораторных испытаний представлены в таблице. Для сравнения приведены показатели масла 5W-30 SN/GF-5.
В качестве базового при производстве моторного масла ALPHA’S 5W-30 SP/CF GF-6A также использована смесь базовых масел III и IV групп, поэтому моторное масло обладает и высокой смазывающей способностью, и хорошей термостабильностью.
Следует отметить значительное увеличение содержания антифрикционной присадки на основе органического молибдена. Масло 5W-30 SP/CF GF-6A по классификации ILSAC относится к энергосберегающим (Resource Conserving) маслам, а это свойство достигается снижением трения благодаря присадкам молибдена, а значит, экономией топлива.
Ресурсосбережению моторного масла способствуют также присадки на основе соединений бора и цинка, которые предохраняет трущиеся детали от износа и задиров, следовательно, снижают трение и экономят топливо.
Наконец, главное отличие пакета присадок для спецификации API SP по сравнению с API SN – это значительное повышение содержания соединений магния и снижение количества присадок на основе кальция. Обе присадки обладают моющими и диспергирующими свойствами, нейтрализуют кислоты и придают маслу антикоррозионные свойства. При этом введение магния в состав масел значительно сокращает риск возникновения эффекта LSPI (Преждевременное неконтролируемое воспламенение топливовоздушной смеси). Кроме того, добавка компонентов на основе магния препятствует возникновению отложений в канавках поршневых колец.
В масле достаточно высокое содержание антиоксидантов, это, прежде всего, присадки фосфора, которые препятствуют окислению масла при высоких рабочих температурах двигателя.
По своим физико-химическим свойствам масло ALPHA’S 5W-30 SP/CF GF-6A характеризуется высоким значением индекса вязкости. Масло обладает большим запасом моющих свойств, об этом свидетельствует значительная разница между щелочным числом и кислотным. Сульфатная зольность масла составляет 0,72 %, поэтому возможно его использование для дизельных двигателей, выхлопная система которых снабжена дизельным сажевым фильтром (DPF).
Следует отметить, что для старых двигателей образца конца 90-х и начала 2000-х годов масла со спецификацией API SP/ILSAC GF-6A и API SN/ILSAC GF-5 в полной мере взаимозаменяемы.
Таким образом, моторное масло ALPHA’S 5W-30 SP/CF GF-6A является высококачественным продуктом, отвечающим всем требованиям мировых стандартов. Данное масло может быть рекомендовано для автомобилей, на которых установлены бензиновые двигатели с системами прямого впрыска (GDI, FSI, D-4 и пр.) и турбонаддувом, а также для всех моделей дизельных двигателей, в том числе и для дизельных двигателей, выхлопная система которых снабжена дизельным сажевым фильтром (DPF).
Исп.: Токарев С.А.,
кандидат хим. наук